Компьютерные игры. За и против

Компьютерные игры: за и против. Заметки на полях.

В городе зарегистрировано около полутора десятков клубов компьютерных игр, и количество их растёт. Проблема упорядочивания их деятельности вышла на общегородскую орбиту. Стоит присмотреться, что из себя представляют и игры, и игроки, и сами клубы.

Существуют, как и всегда, два диаметрально противоположных взгляда на эту проблему: один, слепо преклоняющийся перед всем, что связано с играми, и другой — запретительно-ругательный. Сразу хочу попросить воинствующих представителей обеих сторон сложить своё оружие за стенами этой статьи. Здесь не будет восхвалений или унижений, здесь будут только факты, которые объективно отражают состояние действительности.

Начнём с того, что не вызывает споров. О самой организации игрового времени. Работа с компьютером, и игра в особенности, развивают мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, терпеливость, внимательность, способность думать и быстро и стратегически. Но, как утверждают медики, растущему организму подростка вредны непосильные нагрузки на зрение, когда из-за игры внимание часами приковано к монитору, нагрузки на мышцы скелета, потому что ребёнок даже не подумает шевельнуться, чтобы не потерять из виду происходящее на экране. А дети, контингент которых не так уж и мал? Конечно, трудно не понять владельцев клубов, работающих на коммерческой основе: кто платит, тот и заказывает музыку. Но вы сами хотели бы, чтобы ВАШ ребёнок такими играми портил своё здоровье?

Если посмотреть на то, в какой среде играют дети, то нельзя сделать вывода, что это хорошо сказывается на их здоровье. В большинстве клубов — шум, скученность, плохая вентиляция (немного легче дежурному администратору, сидящему у входа), низкая освещённость. Моё личное мнение — арендаторы подвальных (и, значит, сырых) помещений экономят не на аренде, они экономят на здоровье детей.

Конечно, хорошо, что дети перебрались проводить досуг хоть под какую-нибудь крышу, не шляются по подворотням. Да и сам факт проведения времени в сколь-либо “окультуреном” помещении не может не радовать: мы уже потеряли одно поколение, “выросшее на лестничных площадках”, представители которого именно в таких компаниях впервые затянулись сигаретой, выпили стакан портвейна, попробовали наркотики. Нынешнее поколение. взращенное на общении с компьютером, прекрасно понимает, что даже немного выпивший игрок всегда проиграет равному по силе трезвому, что “обкуренный” всегда проиграет намного слабейшему.

С этим связана положительная сторона компьютерных игр как явления. С появлением игр, предлагающих “дуэльные” варианты, всё больше детей стали выяснять отношения “кто круче” не при помощи кулаков (или “старших братьев”), а вполне цивилизованным способом. Но кто из них понимает, чем компьютерная “кровь” отличается от настоящей? Медицинскими исследованиями показано, что организм игрока испытывает практически те же самые перегрузки, что и атакующего в реальности человека, с соответствующим выбросом адреналина. Хорошо, что человек сбрасывает агрессию не на другого человека, но становится ли от этого агрессивных побуждений больше? Как раз лёгкость и доступность такой “разрядки” провоцирует человека на дальнейший рост агрессии в целом.

Следует различать детей, играющих на компьютере для собственного развлечения и детей, серъёзно увлёкшихся, “вжившихся” в одну-две игры. У последних (которых иногда называют “сдвинутыми фанатами”) нарушается связь с реальностью, они часто уходят в виртуал, а, возвращаясь, склонны в жизни действовать методами, к которыми привыкли в компьютерных играх. Отсюда и появляются страшные истории про подростков, наигравшихся в “стрелялку”, а потом расстрелявших из реального ружья своих реальных одноклассников за какую-то мелкую обиду.

К сожалению, люди, которые видят в этом главное зло игр, ошибаются. На самом деле такие случаи просто клинический случай социопатии. Эта болезнь была и будет всегда, просто сейчас развитие игр подтолкнуло общество к тому, что психически неуравновешенные личности выявляются раньше, в подростковом возрасте. Кто скажет, что бы натворил этот человек, если бы его наклонности проявились в более зрелом возрасте? Стал бы серийным преступником? Террористом? Или просто маньяком?

Главная опасность компьютерных игр находится именно здесь. Если играющие в аркадные или стратегические игры дети вполне осознают, что это всё — фантазия, выдумка, и никакой реальной пользы в жизни им не принесёт, то ситуация диаметрально противоположна с играми, называемыми “стрелялки”. Мальчишки всегда тянулись к оружию, но то, что сейчас предлагают игры, представляет из себя тактический СИМУЛЯТОР БЛИЖНЕГО БОЯ. И если раньше побегать с деревянным автоматом на “Зарнице” считалось блажью для недоумков, то теперь из натренированного в Counter-Strike игрока может получиться весьма неплохой и теоретически подкованный террорист. Или контр-террорист, ибо разница между ними невелика: все они — потенциальные профессиональные убийцы.

Это — болезнь всех современных игр. Террористы, таранившие башни в Нью-Йорке, использовали для своих тренировок виртуальный тренажёр пассажирского авиалайнера, который был предназначен для сугубо мирных целей. Только непоколебимая до сих пор репутация компании-производителя данной игры спасла её от общественного порицания.

Речь идёт о национальной безопасности, а вы говорите — провоцирует насилие...