Егоров. Закаливание

Закаливание

Егоров. Принципы реализации системы эффективного закаливания.

При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые сформулированные еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н. Сперанским. Эти принципы использовал, но уже в современной редакции, Ю.Ф. Змановский.

Он считал, что осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей; интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерыв в закаливании на 2—3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.

Рекомендуется использование неперегревающей одежды.

Закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть еще более индивидуализированы.

Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.

Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание (Л.Ф. Бережков, Ю.Ф. Змановский, Р.П. Нарцисов, Г.Н. Сперанский, С.В. Хрущев, Н.Н. Чуканин и др.).

Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло. Создавая модель воздействия “тепло — холод”, можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, все же могут применяться в первую очередь в качестве начальньк процедур. Это воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.

Закаливающие процедуры проводятся во всех группах.

Закаливающие воздушные ванны для тела

Закаливание проводится в помещении при температуре воздуха 18—20°.

Способы закаливания

  1. Дети ежедневно в любое время года 15—20 мин. играют (в одних плавках) в простые игры типа “Я на солнышке лежу”, “Загораю”.

  2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребенком.

  3. Растирание раздетого ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.

  4. Игра “Я — массажист”: дети попарно делают друг другу массаж спины, “рисуя” контуры железнодорожного пути и приговаривая: “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд”.

  5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин. быстро побегать (“Догонялки”, “Обгонялки”). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.

Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребенка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т.д.).

Контрастные ванночки для рук и ног

Способы закаливания:

  1. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура 36° С) 7—8 сек. Затем он переходит на 3—4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура 18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитателем. В массаж стоп входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиями: “Будь здоровым, крепким, сильным”. Постепенно температура холодной воды понижается.

  2. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотенцем.

  3. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую неделю растирание проводится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.

Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как сам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает свои ноги или обливается холодной водой.

Закаливание носоглотки.

Полоскание рта и горла Игра “Волшебный напиток”

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят “волшебные” слова: “Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми.”

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют: “Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров”. Дети полоскают рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком “а...а...а”, подняв голову, полоскают горло.

Игра “Левушка”

Дети садятся ягодицами на пятки (кисти рук свободно лежат на коленях); входят в образ льва.

а) “Левушка” ищет добычу. Дети поворачиваются в левую сторону телом, не убирая рук с колен и не открывая ягодиц от пяток. Одновременно проводят языком по верхним зубам от передних к коренным. Затем то же в правую сторону. Движение повторяют по 3—4 раза.

б) “Лев” нашел добычу. Дети встают на колени, растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают лицо вверх и “рычат”. То тихо (ночью), то громко (днем) тянется рычащий звук: “а-а-а”.

Точечный массаж

Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж — надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру “Скульптор”, в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только очень нежно, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание ребенка, появляется доверие к создателю — внутреннему Я.

Данная игра является фрагментом авторского комплекса “Гимнастика маленьких волшебников”, включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем.

Игровые упражнения проводятся во всех группах.

I. Потягивание

И.п. — лежа на спине.

  1. Тянем левую ногу (пяткой вперед) по полу, а левую руку — вдоль туловища на вдохе до максимального растяжения. Задерживаем дыхание, а на выдохе, расслабляясь, произносим: “Ид-а-аа-а-а”.

    Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

  2. Тянем правую ногу (пяткой вперед) по полу, правую руку — вдоль туловища на впохе. После заяепжктт дыхания на выдохе ппоизносим: “Пин-гал-ла-а”.

    Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела ) (происходит прочистка правого энергетического канала).

  3. Тянем обе ноги (пятками вперед) по полу, обе руки вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе медленно произносим: “Су-шум-м-м-на”.

    Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).

II. Массаж живота

И.п. — лежа на животе.

  1. Поглаживаем живот по часовой стрелке, похлопываем ребром ладони, кулачком, снова поглаживаем, пощипываем, имитируем движения замешивания теста, снова поглаживаем.

    Цель: улучшить работу кишечника.

  2. С левой стороны пальцами нажимаем на живот несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяем готовность теста. Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.

III. Массаж грудной области

И.п. — сидя по-турецки.

1. Поглаживаем область грудной клетки со словами: “Я милая(ый), чудес-ная(ый), прекрасная (ый)”. Цель: воспитать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

2. “Заводим машину”. Ставим пальцы обеих рук на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все 8 остальных находятся на одной линии сверху вниз), делаем руками вращательные движения 5—6 раз по часовой стрелке со звуком “ж-ж-ж-ж”. Затем 5—6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

3. Сняв пальцы с грудины со звуком “пи-и-и”, нажимаем на точку между грудным отделом в области сердца (сигнал — машина завелась).

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, чувствовать радость от звукового сопровождения.

IV. Массаж шеи

И.п. — сидя по-турецки.

  1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

  2. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

  3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.

  4. Представив, что у нас лебединая шея, “любуемся” своим отражением в “воображаемом зеркале”.

    Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости лебединой шеи.

V. Массаж ушных раковин

И.п. — сидя по-турецки. “Лепим” ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  1. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

  2. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5—б раз в каждом направлении).

  3. Нажимаем на мочки ушей (“надеваем” на них красивые сережки).

  4. “Лепим” уши внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7—8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть уши будут чистыми и всеслышащими).

  5. С усилием “примазываем глину” вокруг ушных раковин — проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1—1,5 см.

    Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

VI. Массаж головы

1. Сильным нажатием пальцев имитируем мытье головы.

2. Пальцами, как граблями, ведем поочередно от затьыка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.

4. “Догонялки” — сильно ударяя подушечками пальцев словно по клавиатуре, “бегаем” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. С любовью и лаской “расчесываем” пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что наша прическа самая красивая на конкурсе причесок.

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

VII. Массаж лица

“Лепим” красивое лицо.

1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.

2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5—6 раз.

3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками “лепим” густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно “лепим” глаза, надавливая на уголки глаз и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведем пальцы от переносицы к носовым пазухам. Подергиваем за нос и представляем, какой нос у нас получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний при воздействии на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.

VIII. Массаж шейных позвонков Игра “Буратино”

Буратино своим длинным любопытным носом рисует “солнышко”, “морковку”, “дерево”.

  1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

  2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

  1. Наклоны головы во время “рисования” вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

IX. Массаж рук

1. “Моем” кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла.

2. Вытягиваем каждый пальчик.

3. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

4. Трем “мочалкой” руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья, “смываем водой мыло”, ведем одной рукой вверх, затем ладонью вниз и “стряхиваем воду”.

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

X. Массаж ног

И.п. — сидя по-турецки.

1. Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы ног, поглаживаем между пальцами, раздвигаем пальцы ног. Сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперед носок, пятку, затем похлопываем ладонью по всей стопе, приговаривая: “Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!” То же с правой ногой.

2. Поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бедра. Делаем пассовые движения поочередно над каждой ногой, надевая воображаемый чулок, затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руками.

Цель: воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

Игра “Покачай малышку”

Прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем “малышку”, касаемся лбом колена, стопы ноги, поднимаем “малышку” выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, возникновение радости от гармоничного движения ног.

XI. Массаж спины

И.п. — лежа на спине.

1. “Качалочка”. Лежа на спине, поднятуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковая качалочка).

2. “Велосипед”. Лежа на спине, “крутим” педали “велосипеда” со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).

Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.