ФИТОТЕРАПИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ФИТОТЕРАПИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Багульник болотный.

Действие: бронхорасширяющее, отхаркивающее, успокаивающее.

Применение: для лечения бронхитов, синуситов, коклюша, В раннем детском возрасте его применение должно быть ограничено в связи с возможным токсическим действием.

Способ применения: настой из 3 г на 200 мл для детей в дозе от 5 до 15 мл на прием 3 раза в день.

При рините, синусите готовят капли в нос: 5 г травы багульника и 100 мл растительного масла кипятят на водяной бане в течение 30 минут, остужают, процеживают. Назначают по 2—3 капли в обе половинки носа 3—4 раза в день.

Девясил высокий.

Используется корневище с корнями.

Действие: отхаркивающее, противомикробное, желчегонное, мочегонное, противовоспалительное.

Применение: острые и хронические заболевания дыхательных путей (бронхиты, пневмония и др.), а также при инфекционно-воспалительных заболеваниях мочевыводящей и желчевыводящей систем.

Способ применения: 1 столовую ложку корней залить 2 стаканами кипятка, кипятить 15—20 минут. Давать детям от 10 до 30 мл 4—5 раз в сутки.

Душица обыкновенная.

Используют цветущие верхушки растения.

Действие: отхаркивающее, потогонное, успокаивающее, улучшающее пищеварение.

Применение: острые и хронические бронхиты, коклюш, геморрагические заболевания, эпилепсия.

Способ применения: 3—4 чайные ложки заливают стаканом кипятка, настаивают до остывания, дают детям от 15 до 30 мл 3—4 раза в день.

Липа сердцевидная.

Используют соцветия с прицветниками.

Действие: потогонное, жаропонижающее, противовоспалительное, отхаркивающее, успокаивающее.

Применение: при простудных заболеваниях, ангинах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Способ применения: 2 столовые ложки залить 2 стаканами кипятка, настоять около 30 минут, процедить, давать детям по 1/4—1/2 стакана 2—3 раза в день.

Малина обыкновенная.

Используют плоды, лист, ветки.

Действие: противовоспалительное, потогонное, жаропонижающее, у листьев также вяжущее.

Применение: простудные заболевания, ангина, грипп, ОРЗ и т. д.

Способ применения:

2 столовые ложки листьев залить 500 мл кипятка, настоять в термосе 3—5 часов. Давать детям по 1 столовой ложке 4 раза в день за полчаса до еды;

свежие плоды, перетертые с сахаром в соотношении 1/1, принимать по 3 столовые ложки в стакане горячего чая 4—5 раз в день.

Мать-и-мачеха.

Используются листья и цветочные корзинки.

Действие: отхаркивающее, противовоспалительное, антисептическое, мягчительное, потогонное.

Применение: острые заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты, пневмония, бронхиальная астма.

Способ применения:

настой из 5 г на 200 мл для детей в дозе от 15 до 50 мл 4—5 раз в сутки;

свежий сок — при насморке 5—6 раз в день или по мере необходимости.

Сосна обыкновенная.

Используются почки, хвоя молодых веток.

Действие: потогонное, отхаркивающее, противовоспалительное, антибактериальное

Применение: простудные заболевания, в виде ванн — при заболеваниях нервной системы как успокаивающее.

Способ применения:

отвар почек готовят из расчета 5 г на 200 мл, заливают кипятком, настаивают в термосе не менее 8 часов. Дают детям от 5 до 15 мл 3—4 раза в сутки;

100 г почек на 2,5 л воды варить, пока объем жидкости не уменьшится до 0,5 л. Отвар процедить, смешать с 250 г сахара и 250 г меда (или 500 г сахара) и варить сироп. Давать детям до 1 столовой ложки 3—6 раз в сутки.

Фиалка трехцветная, анютины глазки.

Используют всю надземную часть растения.

Действие: отхаркивающее, мочегонное, успокаивающее.

Применение: бронхиты, ОРЗ, трахеиты, бронхопневмонии, неврозы, бессонница, кожные болезни.

Способ применения: настой из 20 г на 200 мл кипятка. Давать детям по 1 столовой ложке 4 раза в день.

Чабрец.

Используются цветущие лиственные верхушки растения.

Действие: антисептическое, отхаркивающее, успокаивающее, противоглистное, противовоспалительное.

Применение: бронхиты, пневмония, бронхиальная астма, боонхоэктатическая болезнь.

Способ приготовления: настой готовят из 5 г на 200 мл и дают детям от 5 до 15 мл 4—5 раз в сутки.

Эвкалипт голубой.

Используются листья.

Действие: противовоспалительное, особенно при процессах бронхо-легочной системы.

Применение: острые заболевания верхних дыхательных путей.

Способ применения:

столовую ложку листьев заварить 1/2 л кипятка, настоять не менее часа и пить в теплом виде по 10 мл 3 раза в день перед едой;

в небольшой объем кипятка накапать 15 капель спиртовой настойки эвкалипта и осуществлять ингаляцию.

 

Лекарственные растения для ингаляций.

Аэрозольные ингаляции при болезнях органов дыхания могут оказывать различное действие: антисептическое, противовоспалительное, бронхоспазмолитическое, способствовать разжижению мокроты (Меньшикова Н. Л., Чистякова А. И., 1990 г.).

Для ингаляций применяются лекарственные растения, содержащие эфирные масла. Наибольшей активностью обладают: мята, багульник, базилик, девясил, дягиль, мелисса, календула, ромашка, шалфей, эвкалипт, чабрец, береза, подорожник, сосна.

Для приготовления ингаляционного настоя берут 3 столовые ложки измельченного растительного сырья, заливают 0,5 л кипятка, кипятят в чайнике в течение 3—4 минут. Затем снимают его с огня, надевают на носик чайника бумажную воронку и дышат горячим паром (через рот и нос) (Ладынина Е. А., Морозова Р. С., 1990 г.).

Полезно применение лука и чеснока при многих заболеваниях. Лук или чеснок натирают на мелкой терке и вдыхают пары по 10—15 минут 2 раза в день в течение 10—15 дней.

Могут использоваться готовые официальные препараты из растений: масла, настойки, соки. Они применяются в разведении с кипяченой водой. Для этого к 2—4 мл растворителя добавляется 15—18—20 капель масла или настойки. Продолжительность ингаляций 10—15 минут. При отсутствии ингалятора указанный объем препарата добавляется в кипящую воду и проводится ингаляция.

Детям с заболеваниями органов дыхания по рекомендации Н. Г. Ковалевой (1971 г.) фитотерапевтические мероприятия следует применять длительно (до 2—3 месяцев) с небольшими перерывами (1—2 недели), затем курс лечения повторить.

Сборы лекарственных растений, применяемых при заболеваниях органов дыхания

Официальные сборы:

а) потогонные:

№ 1 — соцветия липы, плоды малины —1:1; № 2 — плоды малины, лист мать-и-мачехи, трава душицы в соотношении 2:2:1;

б) грудные:

№ 1 — корень алтея, лист мать-и-мачехи, трава душицы в соотношении 2:2:1;

№ 2 — лист мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки в соотношении 4:3:3;

№ 3 — трава шалфея, плоды аниса, сосновые почки, корень солодки в соотношении 1:1:1:1.

Сборы по Йорданову Д., Николову П., Бойчинову А. (1976 г.):

1) корня алтея 40,0, солодки 15,0, листьев мать-и-мачехи 20,0, плодов фенхеля 10,0.

1 столовую ложку смеси залить стаканом холодной воды, настоять, через 2 часа варить несколько минут, остудить, процедить. Пить теплым в несколько приемов за 1 день;

2) листьев мать-и-мачехи, листьев медуницы, листьев подорожника, корня солодки, травы фиалки по 20.0.

Готовить и применять, как вышеописанный сбор.

Сбор по Петкову В. (1988 г.):

листьев мать-и-мачехи 40,0, листьев подорожника 30,0, корня солодки 30,0.

1 чайную ложку смеси заварить стаканом кипятка, настоять 15 минут. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день.

Сборы по Меньшиковой Н. Л., Чистяковой А. И. (1990 г.):

1) корня девясила, цветов календулы по 30,0, листьев подорожника, травы чабреца, листьев мать-и-мачехи по 50,0.

Готовят настой из расчета 1 столовая ложка на стакан кипятка. Дают детям по 1/3 стакана 3 раза в день.

2) соцветий ромашки, соцветий липы, листьев малины, травы фиалки трехцветной по 30,0.

Готовят и применяют как вышеописанный сбор. Сборы по Скляревскому Л. Я., Губанову И. А. (1989 г.):

1) корня алтея — 1 часть, травы тимьяна — 1/2 часть.

2 столовые ложки смеси на стакан кипятка, настаивать 30 минут. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день;

2) травы тимьяна — 1 часть, листьев земляники — 2 части, листьев шалфея— 2 части, листьев мелиссы — 2 части.

1 столовую ложку сбора заварить стаканом кипятка, настаивать 30 минут. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день после еды.

 

Некоторые советы народной медицины при бронхо-легочных заболеваниях (“Травник”, 1990 г.; “Эффективные методы фитотерапии”, 1991 г.).

Простудные заболевания.

При высокой температуре:

При кашле:

При насморке: