Роль физического воспитания в формировании организма ребенка дошкольного возраста

Главная оздоровительная задача физического воспитания в дошкольном возрасте — укрепление здоровья ребенка путём совершенствования всех функциональных систем его организма, повышение работоспособности, повышение защитных сил, устойчивости и сопротивляемости к различным неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды (пониженной и повышенной температуре воздуха, воды, солнечного излучения) путём закаливания.

Наряду с иными гигиеническими факторами (режимом дня, полноценным питанием), физическое воспитание играет важную роль в укреплении здоровья ребенка, его психическом и моторном развитии.

Анатомо-физиологические особенности организма детей дошкольного возраста

Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.

У детей этого возраста позвоночник отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.

Незрелость коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок, обуславливает более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах.

У детей младшего школьного возраста мышечная система развита относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается, особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Сама мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы) значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с умеренной нагрузкой.

Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда он пойдёт в школу. Тонус мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет» имеет большое значение для формирования осанки ребенка. После того, как мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка — ключ к здоровью внутренних органов.

В течение дошкольного периода развития человека происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает глубина дыхания, легочная вентиляция, усиливается обеспечение организма кислородом.

Для правильного гармоничного развития ребенка ему необходима достаточная двигательная активность и умеренная физическая нагрузка.

Учитывая особенности организма ребенка дошкольного возраста, сформулируем требования к оздоровительным задачам физического воспитания:

В процессе физического воспитания дошкольников решаются образовательные задачи:

Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент их дальнейшего совершенствования в школе. Правильно организованное физическое воспитание способствует нормальному развитию центральной нервной системы, умственному развитию детей, формированию психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения; проявляется активность, сообразительность, находчивость, нормализуется эмоциональная сфера, улучшается сон.

Физические упражнения — основное средство физического воспитания. С возрастом в распорядке дня физические упражнения занимают все больше места.

В соответствие с Программой воспитания в детском саду в дошкольных учережениях физические упражнения проводятся в виде специальных физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных развлечений. Основные занятия физкультурой проводятся с дошкольниками в холодный период года 2 раза в неделю в помещении и 1 раз на открытом воздухе в течение прогулки; летом — постоянно на открытом воздухе. Длительность занятия физкультурой составляет 15-25 минут в зависимости от возрастного состава группы.

Продолжительность ежедневной утренней гимнастики — от 5-6 минут для детей 3-летнего возраста до 10-12 минут для детей 6 лет. Комплекс упражнений для утренней гимнастики включает ходьбу в разном темпе, бег, потягивания, прыжки, упражнения для развития всех мышечных групп туловища. Кроме обучения детей, на занятиях физкультурой основным двигательным навыком руководитель по физвоспитанию воспитывает у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.

Для того, чтобы занятия физическими упражнениями проводились систематически, важно дома родителям вместе в ребенком делать утреннюю гимнастику, а также создать ему условия для двигательной активности, оборудовав спортивный уголок инвентарём согласно возрасту ребенка (мячи, скакалки, «шведская стенка», кольцеброс, велосипед).

Занятия спортом

Когда ребенку исполнятся 4 года и совершенствуется координация движений рук и ног, и он до этого времени регулярно занимался физкультурой, его можно приобщить к занятиям спортом. Конечно, сразу исключаются виды спорта, связанные с большой физической нагрузкой. Наиболее подходящими из них являются ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде. Начиная с 5-6 летнего возраста, дети могут осваивать элементы хоккея, футбола, бадминтона, художественной гимнастики.

Особенно закаливает и повышает иммунные силы организма плавание. К тому же, это — один из видов спорта, который развивает тело человека наиболее гармонично. Но приступать к обучению плаванию ребенка необходимо только после предварительной закалки воздухом и проведения курса важных обтираний тела.

Занятия танцами

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту), вырабатывают плавность, выразительность движений, чувство ритма, вызывают положительные эмоции, способствуют формированию навыка правильной осанки.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их совершенствования. Поэтому весь комплекс средств физического воспитания (физические упражнения, спортивные развлечения, закаливание, самостоятельная двигательная активность детей) должны обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способствовать его адаптации к условиям школьного обучения.

Hosted by uCoz