Игра "1000" произошла от старой чешской игры "1001", относящейся к классу коммерческих преферансных игр.

Игра состоит из нескольких туров, в каждом из которых участники набирают или теряют очки. Цель игры -- набрать 1000 очков (выигрыш).


Играют одной колодой в 24 листа: 4 масти (червы, бубны, трефы и пики) по 6 карт (Туз, 10, Король, Дама, Валет, 9). Они перечислены в порядке убывания старшинства. Стоимость их такова:
Туз11
1010
Король4
Дама3
Валет2
90

Имеют также значение пары карт "король-дама". Каждая такая пара имеет название "марьяж" или "хваля (хвалёнка)" и обладает следующим свойством: при заходе с одной из карт марьяжа и назывании вслух условного слова ("козырь", названии масти, "хвалю") масть становится козырной до объявления нового козыря в этом туре или конца тура. При этом объявившему новый козырь даётся дополнительное количество очков:
Червы100
Бубны80
Трефы60
Пики40

Общие правила игры стабильны и отличаются в незначительных подробностях, но преимущество "тысячи" в возможности добавления правил при помощи так называемых "модов", то есть, уточнений ведения определённых моментов игры. Каждый из этих "модов" может иметь свои, в разных компаниях часто сильно различающиеся правила.


Играют трое игроков. Игра состоит из туров. Каждый тур состоит из следующих составных частей: раздачи, вскрытия, торговли, объявления, сноса карт и подсчёта очков.

Начнём с раздачи. Рассаживаются игроки в им удобном порядке, затем произвольным способом определяют первого сдатчика. Сдают по одной карте. Раздают по 7 карт игрокам и 3 карты отдельно откладывают стопкой.

Здесь мы встречаем первый мод, который называется "сдвинь (столкни) шапку дураку". Раздающий даёт сдвинуть колоду игроку справа от себя (должно оставаться минимум 2 карты сверху и снизу), а затем смотрит на последнюю карту. Поскольку последняя карта должна достаться раздающему, то ему невыгодно получать "9". Он показывает дно колоды с ней всем и просит сдвинуть ещё раз.

Существует такая надстройка этого мода, что 3 подряд сдвинутые "9" ведут к записи штрафа (по договорённости, 100 или 120) сдвигающему.

Есть надстройка над этим модом, называемая "женитьба". Она заключается в следующем: если последняя карта -- валет ("мальчик", тоже плохая карта), то раздающий имеет право всунуть её в середину колоды ("женитьба мальчика") и поступать дальше по правилам раздачи или мода "девтка". Есть такой вариант, когда валет "прерывает" череду девяток, а иногда её нет.

Итак, карты розданы. До сих пор (за исключением последней карты раздающего) никто не имел права ничего смотреть и комментировать (иначе -- штраф). Карты рассматриваются, оценивается их сила и делаются для себя предположения о целесообразности. Процесс "вскрытия" даёт возможность игрокам, у которых очень слабая карта, потребовать пересдачи. Для этого они должны иметь на руках карты суммарного достоинства не выше 17 минус число игроков, то есть 14.

Начиная с этого момента и до указанного любой игрок, имеющий на то основания, может проводить следующие действия: сбросить карты, если у него четыре "9", сумма очков меньше 14, имеются три или четыре марьяжа. Первые два случая ведут к повторной раздаче нынешним раздающим, третий -- к автоматической "бочке" с записью в плюса игрокам стандартного плюса, как при росписи, четвёртый -- к автоматическому выигрышу. Третий и четвёртый варианты ведут к непосредственному окончанию тура. Это называется модом "три хвали и четыре хвали".


Потом начинается торговля. Цель торгующихся -- борьба за прикуп (отложенные карты) и связанное с ним правило первого хода.

Игрок, сидящий слева от раздающего, "приговаривается" к автоматическому взятию определённого количества очков (по договорённости, 60, 80, но обычно 100). Это называется "сидеть на сотне". У сидящего "на сотне" есть маленькое преимущество: он имееет право потребовать пересдачи, имея не все 4, а только 3 "девятки". Но когда он автоматически говорит "моя сотня", остальные игроки могут вступить в торговлю или же спасовать. Правила торговли таковы:

Когда один из игроков назвал контракт, и последний его противник спасовал, наступает важный момент в игре. Во-первых, прикупивший вправе, посмотрев прикуп, потребовать пересдачи, если в пркупе 2 "девятки" или сумма очков меньше, чем число игроков (3). Во-вторых, истекает срок, к которому имеющий на руках 3 или 4 "девятки" или сумму очков меньше 14 может потребовать пересдачи.

Вскрытый прикуп раздающий показывает игрокам и забирает себе. Есть вариант, при котором "сидящий на сотне" имеет право прикуп забирать, не показывая.

После забирания выторгованного прикупа контрактёр оценивает свои карты и отдаёт по одной карте (имеет право или в открытую или в закрытую) из своих 10 соперникам. Это очень важный момент, особенно, если отдаётся "конец", то есть половина "марьяжа". Психологически очень важно оценить, насколько улучшилась или ухудшилась рука принимающего. После раздачи контрактёр должен чётко назвать сумму контракта: сказать "свои", если его контракт остаётся в силе с момента заказа или обозначить новую величину.

Если контрактёр видит, что он не может выполнить условия заказа, то, чтобы не затягивать игру и не записывать соперникам лишних очков, может сказать "распишем", то есть ему автоматически записывается минус контракт, а противникам -- так, если бы они взяли поровну (или по 60 или по 40 очков). Тур при этом заканчивается досрочно.


Процесс сноса является самым длительным в игре. Участники по очереди сносят карты по одной, покрывая карту, снесённую заходившим. Изначально до "хваления" козырей нет. Положивший старшую карту, забирает взятку себе и заходит первым. Обязателен снос масти, если нет масти, обязателен снос козыря. Перебивать не обязательно. Всего разыгрывается 8 взяток, 120 очков плюс объявленные козыри.

В некоторых компаниях есть правило, запрещающее объявлять козырей до тех пор, пока у игрока не будет взятки на руках. Это выливается в то, что контрактёр обязательно должен забрать первую взятку, чтобы потом объявить козырь, не обязательно следующим ходом. Также кое-где бытует правило, сильно усложняющее жизнь противникам: "хвалить" в этом кону имеет право только тот, кто забрал первую взятку в этом кону.

После забирания последней взятки все начинают считать свои очки. Противникам записываются очки набранных ими взяток плюс призовые козырения, контрактёр записывает себе "голый контракт", в зависимости от того, состоялся он или нет, со знаком плюс или минут. Очки противников округляются до ближайшего кратного пяти, контрактёр должен взять с абсолютной точностью. Перебор роли не играет. Если игрок не взял ничего -- он ставит себе знак "прочерк", именуемый "болтом".


Есть множество модов, связанных с записью очков.

Например, при достижении суммы 555 или -555, игроку записывается "0".

Или такое: три "болта" подряд -- штраф, как за нечестную игру. Или три "болта", не обязательно подряд -- тоже штраф (более сурово).

Очень популярен мод, называемый "бочка". Суть его в следующем: по достижении 900 (или 880) очков, все лишние очки обрезаются, сумма в таблице записи выделяется и игрок называется "сидящим на бочке". Он может выиграть игру только при одном условии: что он возьмёт контракт, взяв при этом прикуп. Этот мод, как правило, идёт вместе с "тремя болтами подряд". Есть настройка "бочки", сбрасывающая на нуль после 3 неудачных бочек.

Не менее популярен мод "тёмная". Если у игрока более, чем 120*2=240 очков, он "сидит на сотне", то он может "затемнить", то есть, объявить 120, не глядя в свои карты. При этом он может торговаться до 300 (максимальная взятка). В любой момент сомневающийся в своей храбрости игрок может посмотреть карты, но это уже начнётся обычная игра. Все остальные правила не меняются, за исключением того, что игрок пишет себе в плюс или минус не "голый", а удвоенный контракт. "Темнить", если кто-то на "бочке", нельзя.