Образное восприятие в обучении начинающих

Образное восприятие в обучении начинающих работе с персональными компьютерами

В процессе обучения начинающих пользователей работе на персональных компьютерах очень важным является преодоление психологического барьера, который в виде классического стереотипа «компьютер — это так сложно» устойчиво внедрен в массовое подсознание СМИ и другими пользователями. Указанный барьер не является осознанным фактом, так как заострять внимание на нем не приходится: обучаемый не понимает, что для освоения материала нужна минимальная тренировка, и после нескольких первых неудачных попыток сам бросает занятие, списывая на стереотип как на сам собой разумеющийся факт. Снижается или пропадает мотивация к обучению.

Наличие указанного факта вынуждает преподавателя, разъясняющего теоретический материал, прибегать не только к вынужденным упрощениям при первом объяснении, но и использовать арсенал педагогических приемов, направленных на ассоциирование предметов темы с вещами, знакомыми из повседневного опыта. Например, широко известен прием ассоциирования сети Интернет, охватывающий земной шар, с сумкой-авоськой, в которую положен глобус.

К настоящему приему могут прибегнуть и программисты, например, ассоциация икон рабочего стола как ящиков реального стола как предмета мебели. Действия по открытию ресурсов через иконы — ассоциируются как выдвигание ящиков, вынимание из них папок и раскладывание их на плоскости стола.

Широко известные приемы ассоциирования описаны в методических пособиях по обучению работе на ПК (например, у Фигурнова или Левина). Их роль в обучении старшего поколения пользователей очень трудно переоценить. Написанные живым, доступным языком книги Н. Козловского о работе с пакетами прикладных программ (например, утилит Нортона) до сих пор находят своего читателя именно из-за легкости усвоения материала.

Достаточно один раз обучаемому представить себе образ, взятый из практической жизни, как при повторном изучении образ всплывает из подсознания и закрепляет картину услышанного.

Очень большую роль в ассоциировании играет мультиканальность подачи информации, то есть одновременное воздействие на обучаемого нескольких аудиовизуальных ее источников. Например, голоса преподавателя, изображения мультимедийного проектора и анимации на экране. Создаваемый образ более прочно закрепляется в быстрой памяти и более вероятно переходит в долговременную.

Также в работе с образами, создаваемыми лектором, имеет значение наличие обратной связи с обучаемыми. Более прочно закрепляется образ, который достраивают сами студенты. Например, при создании образа архивного файла как скатанного ковра, с его преимуществами, недостатками и способами использования, очень важно, чтобы студенты сами отвечали на вопросы, задаваемые им лектором. Естественно, требуется определенная предварительная подготовка со стороны преподавателя, касающаяся способов направления обсуждения в нужное русло.

Использование технических средств обучения несет не просто дополняющую, но и основную для создания визуального образа функцию. В качестве примера можно привести демонстрацию средствами презентации PowerPoint удаления файлов и восстановления их из корзины. Прочное ассоциирование папки Корзина Windows с реальной мусорной корзиной достигается при помощи визуального образа, когда на экране проектором одновременно демонстрируется процесс удаления файла и бумаги.

Классические академические лекционные занятия в основном направлены и оперируют аудио- и визуальными образами. Тактильный канал восприятия используется максимально полно при практической работе с клавиатурой. Типичной проблемой начинающего пользователя является путаница между клавишами удаления BackSpace и Delete. Предлагается сознательно уделить внимание этой проблеме и применить следующий образ: вертикальную ложбинку справа от клавиши Enter ассоциировать с клавиатурным курсором. Можно даже предложить студентам положить в нее средний палец. После этого преподаватель вербально создает образ: «клавиша Backspace находится слева от курсора» (следует просьба поставить на нее указательный палец), «а Delete» — справа (ставим безымянный палец). «Соответственно, палец слева удаляет символ слева от курсора (находим на ощупь Backspace), а палец справа — справа от курсора (следует нахождение Delete наощупь и пробное нажатие).

Описанная методика позволяет подключить логическое мышление к созданию образа и закреплению его на практике, благо описанный прием легко повторяется и может быть выполнен практически на любой клавиатуре.

Разделение людей на аудиалистов, визуалистов, тактильщиков и людей смешанного типа восприятия приводит к необходимости смешивать различные способы создания образов, чтобы добиться максимально полного самостоятельного усвоения материала. В разнородной группе большого объема весьма сложно выделить какие-то определенные способы создания образа как основные, приходится комбинировать различные методы. Например, при освоении привязки движения корпуса мыши к графическому курсору преподавателю необходимо не только объяснить механизм движения мыши (аудиальный образ), но и позволить положить коврик вместе с мышью на экран и потренироваться в движении корпуса, наблюдая одновременно за ним и за курсором на экране (визуальный образ, но требуются оптические мыши). Тактильщиками необходимо прямое вмешательство руки преподавателя, сверху над рукой студента контролирующего мышь. Такой способ также хорош и для выработки правильной постановки кисти руки на корпусе (известно, что многие начинающие изначально осваивают неправильные хваты мыши снизу или одним пальцем над кнопками).

Таким образом, изучение классических приемов создания и закрепления образов, применяемых в психологии, необходимо каждому преподавателю, имеющему дело с обучением начинающих пользователей.