Машина для пыток

Машина для пыток

Средневековье вернулось в Беларусь в самом страшном его проявлении. Нет, у нас не сжигают ведьм на кострах, не сажают на бочки с порохом изобретателей, и, слава богу, пока не организовывают крестовые походы за Гробом Господним. Всё банальнее и прозаичнее.

Компьютер приходит в школы. Давайте уточним. Компьютер приходит во все школы. В том числе и в школы для детей-инвалидов.

С 12 декабря 2002 года по 12 января 2003 года в Молодечненском центре IATP прошёл специализированный семинар “Основы Компьютера” для детей-инвалидов. Провёл его я, администратор Центра Александр Деревяго. И теперь хочу поделиться впечатлениями о проведённой работе.

Не скажу, чтобы передо мной встали совсем уж неразрешимые проблемы. Таковых не бывает. Но опыт снятия с повестки дня тех вопросов, что возникли, достоин публикации.

Во-первых, стоит рассказать об аудитории семинара. Она состояла из семи детей-инвалидов и двух преподавателей специализированной школы-интерната, где они обучаются. Присутствие последних на тренинге было заранее оговорено в процессе планирования тренинга специально, чтобы дети не терялись в незнакомой обстановке. Взрослые участники тренинга вели себя так, что создавали естественную и непринуждённую атмосферу, что позволяло мне, как преподавателю, гораздо меньше заботиться о психологических моментах проводимого семинара и сосредоточиться на решении методических и технических вопросов.

Во-вторых, особое внимание я уделял технической подготовке компьютеров к работе. Каждый раз перед началом занятий (которые были раз в неделю по воскресеньям) системные диски компьютеров восстанавливались из образа (программой PQDI), что позволило не только меньше отвлекаться на исправление технических ошибок, но и создать относительно спокойную обстановку при работе. То есть, неприятные психологически (нервирующие) сбои и “зависания” происходили гораздо реже, а чистые папки документов (и кэша интернет-браузера) практически не волновали меня своей возможной наполненностью порноресурсами или играми (в чистых образах их нет). Щадите детскую психику, люди.

В-третьих, при планировании семинара я практически упустил из виду такой вопрос как тип инвалидности участников. Перед началом же самого семинара думать об этом уже было поздно, поэтому в специализированный образ системы я затолкал весь комплект обеспечения, который только можно найти в Windows (контрастные схемы, разрешение VGA, возможности для людей с ограниченной подвижностью), установил программу JAWS (отдельное спасибо волонтёру Алесю Мартинкевичу за предоставленную лицензионную версию!) и русскоязычный голосовой синтезатор. Включение питания из BIOS набором пароля на клавиатуре также было включено.

Дети были, в основном, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому основной объём “специализированной” моей работы пришёлся на эргономику рабочего места.

Одной из особенностей семинара являлость то, что он проходил в центре, где на 9 участников приходилось всего 4 компьютера (отдельное спасибо минской администрации IATP и ТС Марии Давидовской, незадолго до рождества предоставившей ещё один компьютер). То есть, обучаться вдвоём за одним компьютером и здоровым детям сложно, а тут к каждому участнику требовался специализированный подход.

Например, у одного мальчика голова из-за деффекта позвоночника постоянно склонена вправо. Пришлось добыть пару толстых учебников и подложить их под монитор с одной стороны, чтобы ребёнок читал строки с естественным для него наклонением. При этом, естественно, стандартную поворотную подставку под монитор пришлось из-за боязни сломать убрать, значит, ограничить подвижность монитора во всех направлениях. Есть над чем подумать конструкторской мысли при адаптациии мониторов для работы людей с ограниченной подвижностью.

Ещё вопрос возник у двух девочек-близнецов, перенесших полиомиелит, после чего у них пропала естественная конфигурация правой ладони. Пришлось экстренно выдумывать подставку под запястье (валик от кресла), чтобы рука висела над мышью в паре сантиметров, а запястье не касалось. Конечно, есть гелевые коврики похожего типа в продаже, но, во-первых, у них малая высота валика, а во-вторых, такой коврик с собой не натаскаешься в кармане: большой, и не складывается.

Отдельного упоминания заслуживает достаточно распространённый случай. Левша (правая рука потеряна) за компьютером. Почему отдельного — да потому что левшей и среди здоровых людей полно, а для них в данном конкретном случае (как специально!) полно проблем. То, что мыши у меня оказались с коротким “поводком”, чтобы перебросить под левую руку, я уже и не упоминаю. Но. Вы сами пробовали поработать левой рукой с “правосторонней” мышью? Вам не хотелось после часа подобных упражнений удушить монитор шнуром этой самой мыши?

Мыши Genius NetMouse, которые эксплуатируются у нас в Центре, именно правосторонние. Это хорошо, что за свои 3 доллара они предоставляют комфорт для правшей (бессменные победители всяческих тестирований среди механических мышей без скроллинга), но для специальных пользователей было бы более логичным предоставить “двусторонние” мыши, типа той же AK-77 или младших моделей А4tech. Я дома использую старую мышь Genius Mouse3, адаптированную под левую руку, хотя сам правша, потому что она черезвычайно удобна в работе обеими руками (жаль, что она снята с производства).

Исключительно большую долю моего внимания занимал один участник, который по инвалидности получил диагноз “заторможенность психического развития”. Именно с ним я постоянно работал не двойную — тройную норму, потому что многое приходилось повторять, и не раз, мелкими порциями материал, прорабатывать сложные вопросы. Материал последнего занятия (первоначальные сведения о программах scandiskw, defrag, антивирусной защите и архивации) был усвоен в недостаточной мере, поэтому данный участник второй раз прослушал этот же материал ещё раз через почти неделю, вместе с другой группой.

Исключительно много внимания уделалось решению такого вопроса как медицинское и педагогическое обоснование времени проведения тренинга. Выбранный режим (5 занятий по 2 часа) позволил ограничиться всего одним перерывом в работе в середине на 15 минут (дети были 11—14-летнего возраста) и двумя небольшими отвлекающими пятиминутными паузами после каждого функционально завершённого блока, иначе баланс между закрепелением изложенного материала на практике и концентрацией внимания был бы нарушен.

Но перечисленные проблемы являются только верхней частью айсберга, которая видна невооружённым глазом. Многое ещё скрыто. Уже в это воскресенье — следующая группа. Что день грядущий нам готовит?

14 января 2003 г.

Александр Деревяго